О ЧИНОПОСЛЕДОВАНИИ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ И МИРОПОМАЗАНИЯ (ПО ТРУДАМ ПРОТ. АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА)

 Приготовление

В ранней Церкви человек, который исповедовал свою веру во Христа и выражал желание присоединиться к Церкви, становился сначала оглашенным (тот, кто слушает; кого учат). Его наставляли в учении Церкви (Свщ. Писанию и Символу веры), в смысле ее богослужения, в законах ее жизни. Он присутствовал на учительной части Литургии (Литургия оглашенных), но к сакраментальной части ее не допускался («Оглашеннии, изыдите...»). Тем временем вся Церковь за него молилась (молитвы и ектении об оглашенных).

В наше время, когда большинство крестин совершается над младенцами, приготовление к крещению сохранилось только в форме предкрещальной службы. Она включает:

1) Три молитвы заклинания, т. е. изгнания злых духов. Церковь учит, что человек стал рабом сатаны и его ангелов. Христос пришел, чтобы уничтожить их власть, и первым Его действием всегда было изгнание злых духов. Церковь имеет Христову власть избавлять людей от этого рабства, потому ее первое дело - освободить новое чадо Христово от сатанинской тирании.

2) Отрицание сатаны (т.е. отречение от сатаны) новым христианином. За ребенка это теперь делают восприемники. Они обращаются лицом к западу (запад, в противоположность востоку, символ тьмы) и трижды торжественно отрицаются сатаны, всех его ангелов и его служения. Между Богом и Его врагами постоянная духовная борьба, и христианин свободно выбирает свою сторону.

3) Сочетание Христу. Восприемники поворачиваются к востоку (символу света) и трижды за младенца возглашают приятие (признание) Христа как Царя (т. е. Господина всей жизни) и Бога.

4) Чтение Символа веры крещаемым (восприемники также читают его за младенца), что означает принятие всей веры, догматов и жизни Церкви – «присяга» верности Церкви.

5) Краткая молитва священника, в которой он просит Бога допустить оглашенного к Святому Просвещению Крещения.

 

Крещение

Таинство самого Крещения начинается с освящения воды. В Библии вода - символ суда, очищения, прощения и жизни. В широком смысле вода – «первичная материя», корень и основа мира. Употребляя воду при Крещении, Церковь как бы приготовляет новый мир для нового человека, или, скорее, новое отношение между материей и человеком. Освященная вода становится вновь инструментом Бога для спасения и искупления человека. Погружение крещаемого в воду означает осуждение на смерть ветхого в нем человека, суд над древним Адамом, затем смывание его грехов, Божественное прощение и, наконец, новое рождение, дар ему христианской жизни.

Чин службы включает:

1) Торжественное начальное благословение: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа». Таинство Крещения действительно Таинство Царства, потому что в нем человек становится жителем Небес, другом святых, участником новой и бессмертной жизни в Духе Святом.

2) Великую ектению с прошениями об освящении воды и преображении оглашенного, который будет в нее погружен.

3) Молитву освящения воды - этим воде возвращается её первоначальное назначение: быть средой Божьего присутствия, «всегубительством демонов».

4) Помазание елеем радости и воды, и тела оглашенного. Елей - библейский символ исцеления (притча о добром самарянине), мира (оливковая ветвь после Потопа) и радости (в древности елей был источником света). Христос исцеляет болезнь человека, примиряет его с Богом и наполняет его миром, «который превыше всякого ума» (Флп.4:7).

5) Троекратное погружение (в исключительных случаях - обливание) с сакраментальной формулой «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святаго Духа, Аминь».

6) 31 псалом, радостную песнь прощения и возобновления жизни («Блажени, ихже оставишася беззакония...»).

7) Облечение новокрещеного в белую одежду («крещальную ризу»), символ новизны и чистоты жизни, которую он получил в крещальной купели. В настоящее время это новая белая рубашечка для младенцев и белая сорочка для взрослого новокрещеного. Облачение в «ризу правды» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом. Святитель Амвросий Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами преобразившегося на горе Фавор Христа, явившего Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы. Не во грехе, а в раю явлена истинная природа человека; и в таинстве Крещения он вновь обретает свое изначальное одеяние славы.

Вместе с белою одеждою возлагается на новокрещеного крест - в знак того, что теперь он должен исполнить волю Распятого за нас на кресте Господа нашего Иисуса Христа, хотя бы верующему пришлось претерпеть множество скорбей и искушений.

 

Миропомазание

Затем совершается Таинство Миропомазания. Оно состоит в помазании новопросвещеного драгоценным миром, освященным Патриархом и сохраняемым в каждой церкви на престоле. Это миро являет постоянное присутствие Святого Духа в Церкви, Который сошел на апостолов в день Пятидесятницы, и с тех пор приходит и пребывает на каждом человеке, который принимает Христа и становится членом Церкви. Священник помазует миром крестообразно лоб, глаза, ноздри, рот, грудь, руки и ноги крещенного, говоря каждый раз: «Печать дара Духа Святого». Таинство Посвящения заканчивается торжественным крестным ходом вокруг купели. Священник держит крест, крещаемый в своем белом одеянии и его восприемники со свечами в руках обходят купель, и в это время хор поет: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся. Аллилуия». Круг - символ вечности, верности, полноты. То, что совершено здесь, никогда не кончится, начинается жизнь вечная. Приобщение, единение с Богом дано навсегда.

Далее следует чтение Апостола (Рим. 6:3-11), где содержится объяснение Крещения как участия в смерти и воскресении Христа, и Евангелия (Мф. 28:16-20), в котором содержится повеление Христа крестить и Его обетование пребывать вечно с верующими в Него.

Три последних обряда - омовение Святого Мира, преклонение головы и пострижение волос - прежде совершались на восьмой день после Крещения, после того, как просвещенный Крещением провел целую неделю в храме, ежедневно причащаясь и слушая особое наставление, полагающееся после Крещения. Омовение мира означает, что внешние знаки должны теперь стать самой сущностью жизни, исчезнуть как символ и стать реальностью. Наклонение головы выражает его готовность следовать дисциплине Церкви, послушание не властям мира сего, а Единому Господу Иисусу Христу; пострижение волос указывает на жертвенный характер христианской жизни, требующей послушания, самоотвержения и готовности всегда служить Богу.


Назад к списку